ИСТОРИЯ

История возникновения прихода и создания подворья

На самой западной границе новообразованной Ардатовской Епархии Мордовской Митрополии в селе Маколово, Чамзинского района, располагается архиерейское подворье храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

вид храма с северной стороны

вид храма с северной стороны

Собственный приход в с. Маколово возник в 18 веке и первая деревянная Никольская церковь построена примерно в 1750 г. Она просуществовала до первой половины 19 века. В 1824 году маколовские крестьяне купили в Саранске сруб старой деревянной Иоанно-Богословской церкви и собрали его вновь «с исправлениями». Храм был освящен во имя Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В 1874 прихожане соорудили придел, в котором были освящены еще два престола: один во имя вмц. Параскевы, другой в честь Казанской иконы Божией Матери. Но великим постом 1904 г. Господу Богу угодно было послать жителям села Маколово тяжкое испытание: в ночь на 17 марта сгорел у них вполне благоустроенный храм. Прихожане не пали духом и, вдохновляемые «добрым пастырем своим», немедленно образовали из своей среды церковно-строительное попечительство, которое тут же и приступило к устройству на время молитвенного дома. Через несколько дней , 25 марта, этот молитвенный дом был освящен, а в июне было положено основание каменному храму. И не приходится удивляться быстрому обустройству нового храма, так как этому благому делу способствовали не только неустанная забота и находчивость настоятеля храма священника Владимира Ивановича Николаева, но и Божие чудо.
Попечением о.Владимира был сооружен свой кирпичный завод, который во все время кладки церковного здания поставлял редкой добротности кирпич. В 1,5 км от храма по дороге на Чуфаровский монастырь был карьер, в котором выбирали глину для формовки кирпича. И как гласит предание, рабочие карьера обратили внимание, что в месте, где во время дождя ударила молния, забил источник. Вскоре на этом месте обрели икону с изображением Святой великомученицы Параскевы Пятницы, которую перенесли в молитвенный дом. Там эта икона очень понравилась одному проезжему богачу. Он попросил маколовцев продать ее. В начале прихожане отказали, но когда богач предложил очень большую сумму денег, нуждающиеся в средствах на строительство храма маколовцы не устояли. Прошло совсем не много времени , и эту икону вновь обнаружили у источника. В память об этом чуде был установлен крестный ход на источник с обретенной чудотворной иконой.
Так Всеблагим промыслом Божиим попечительство через 3-4 года заканчивает кладку довольно обширного и сложного по архитектуре церковного здания, на следующий год кроет его, затем штукатурит, еще через год стелет полы с прекрасным рисунком плитками, ставит роскошный иконостас, украшает его художественной работы иконами. И вот ровно через 8 лет храм готов к освящению, хотя обычно каменные храмы в деревнях в те года строились по 15-20 и даже более лет.
10(23) сентября 1912 года храм был освящен Преосвященным Назарием, Епископом Алатырским в честь Казанской иконы Божией Матери. В Симбирских Епархиальных ведомостях в то время написали : «Созданный маколовцами храм не имеет себе подобных на далекое пространство. Хвала и честь строителям Его! Да освятит Господь тако возлюбивших благолепие Его святого жилища!».

иконостас 2005

иконостас храма

Великолепный резной иконостас, изготовленный петербургскими мастерами и покрытый позолотой, к 1914 году полностью был расписан сестрами Чуфаровского монастыря. Храм имеет еще два придела: во имя Свт. Николая, Архиепископа Мир Ликийских, чудотворца и во имя вмц. Параскевы.

В годы безбожного лихолетья верующие мужественно отстаивали и ревностно охраняли свой храм, много раз спасая его от разорения. В 1920 ликвидационная комиссия закрыла храм в соседнем селе Кульмино и уже направлялась в Маколово. Но встреченная маколовским людом с граблями и вилами, вынуждена была ретироваться.
Властям удалось закрыть храм в начале 30-х годов, когда правительство отчиталось в центр о закрытии всех храмов на территории Мордовии. Закрытый храм приходили разбирать комсомольцы. За день безбожники смогли разобрать небольшой участок от угла храма, но вечером ревностные прихожане смогли убедить председателя не разорять храм. И он, пообещав властям устроить в храме зернохранилище, спас храм от разорения. Осталась в целости архитектура сооружения, сохранился иконостас, и только, к великому сожалению, через дефект в стене, сделанный безбожниками была украдена богато украшенная чудотворная икона Святой Параскевы Пятницы, обретенная на источнике.

маколово 50-х

Храм в 50-ые годы

К осени 1941 года храм, по требованию верующих, был возвращен приходу. В нем служили многие клирики, уцелевшие во время репрессий или вернувшиеся из мест заключения. Из наиболее заметных настоятелей – протоиереи Константин Вергаскин и Михаил Масловский.
После возрождения Чуфаровского монастыря храм, расположенный в трех километрах от обители, передан в 1996 году инокам в качестве подворья.

Братия Чуфаровского монастыря 2010

Братия Чуфаровского монастыря 2010

Усилиями братии велись ремонтные работы по восстановлению былой красоты храма. В 2011 году храм передан новообразованной Ардатовской Епархии и в нем, по благословению Преосвященного Вениамина, Епископа Ардатовского и Атяшевского, было образовано архиерейское подворье. В настоящее время на подворье проживают священнослужители и монахини, постриженницы Владыки. В переданном подворью здании бывшей школы обустраивается богадельня, в которой ведется попечение о престарелых.

школа 1

ЗДАНИЕ БОГАДЕЛЬНИ

Монахиня Анна, бол инокиня Иоанна, монахиня Саломия

Торжество освящения новосозданного храма в селе Маколово, Ардатовского уезда.

   В глухом, отдаленном от всяких центров углу Ардатовского уезда, на самой границе, его с Пензенской губерний – в сельской местности, крайне обиженной природой, стоит село Маколово. До сих пор это село, если и привлекало на себя внимание окрестных жителей, то только тем, что там каждый воскресный день устраивался базар. Каждый воскресный день в село Маколово стекается масса простого люда, который ради «куплей житейских» забывает о той «благой части» стяжать которую призывают их Церкви Божии своим звоном. Но 9 и 10 сентября сего года селу Маколово выпала счастливая доля – быть центром внимания всех ближайших жителей, как интеллигентного класса, так и крестьян; — внимания, основанного на интересах уже не купле – продажного, а другого, несравненно высокого порядка. На долю Маколовцев выпало в эти дни завидное счастье принимать у себя высокого гостя – Преосвященного Назаря, Епископа Алатырского и, при Его предстоятельстве в сомне сослужащих Ему пастырей церковных, молится о ниспослании Благодати Божественной в их новосозданный храм. Действительно, редкое счастье! Но, как ни велико это счастье, справедливость требует сказать, что прихожане села Маколово некоторое право на него заслужили. Заслужили своим необыкновенным рвением в строительстве дома Божия; заслужили своими трудами и той массой расходов, что положили они в заботах о подобающем величии «селения Господа славы».

Созданный Маколовцами храм не имеет себе подобного на далекое пространство. Это и не сельский обыкновенный храм, не последнее место могло бы принадлежать ему и среди городских храмов. Хвала и честь строителям Его! Да освятит Господь тако возлюбивших благолепие Его святого жилища!

В 1904 году, пред днями всерадостного, Светлого Христова Воскресения Господу Богу угодно было послать  жителям села Маколово тяжкое испытание, в ночь на 17 марта сгорел у них вполне благоустроенный храм. Казалось, невозвратимая потеря?! Но не пали духом Маколовцы. Крепкие Верою в благостные пути Божия Провидения, они, вдохновляемые «добрым пастырем» своим,  немедленно образовали из среды себя церковно – строительное попечительство, которое тут – же и приступило к устройству на время молитвенного дома. Как это ни удивительно, но через несколько дней, примерно – 25 марта, этот молитвенный дом был освящен , а в июне месяце того – же года было положено основание каменному храму. Дальнейшим успехом попечительства и той быстроте, с какой шли работы по оборудовании нового храма, приходится еще больше удивляться.

Так, через 3-4 года оно кончает кладку довольно обширного  и с ложного по архитектуре церковного здания, на следующий год кроет его, затем штукатурит, еще через год стелет полы цементными с прекрасным рисунком плитками, ставит роскошный иконостас, украшает его иконами художественной работы, и вот ровно через восемь лет храм готов к освящению. По истине —  удивительный успех – восемь лет и каменный, благолепный храм! Ведь обычное явление, что при ограниченных средствах каменные храмы строятся в деревнях 15 – 20 и даже более лет. Не богато было средствами и Маколовское попечительство – только Всеблагому промыслу Божию и руководительству члена церковно – строительного попечительства священника Владимира Ивановича Николаева, его находчивости  и не устанной заботливости, обязано оно своим необыкновенным успехом. Так например, всецело ему обязано попечительство тем, что хозяйственным способом соорудило свой кирпичный завод, который во все время кладки церковного здания и поставлял редкой доброты кирпич. Только ему и принадлежит сама идея – построить именно каменный храм. Эту идею о. Владимир, можно сказать вынянчил, и несмотря ни на какие препоны, сумел осуществить. Нужно отметить, что вначале настроение большинства прихожан было в пользу деревянного храма. Крестьяне, учитывая свои материальные силы, мало верили в успех постройки каменного храма и лишь,  благодаря особой тактичности о. Владимира, сумевшего свою веру в успех работы внушить всем строителям, дело наладилось так, что до самого конца постройки он видел в своих прихожанах одно лишь единодушие и полную готовность следовать его указаниям.

Перейдем к описанию самого освящения храма, которому личное участие Преосвященного Владыки Назаря придало характер, небывалого в здешней местности церковного торжества. Это торжество не только Маколовцам доставило великое утешение, но и оживило и весь наш глухой угол. Ведь жители этого угла, по отдаленности его от епархиального града, редко сподобляются чести видеть своих архипастырей, а богослужений архиерейских большинству из них и совсем не приходилось видеть. Естественно, поэтому что многие за 20-25 верст, а из ближних селений почти все – и старые и молодые, досужие и не досужие – спешили 9 сентября в село Маколово. Многие собрались довольно рано, а в 10 часов утра, когда раздался церковный благовест, возвестивший о приближении Преосвященного, и дом молитвенный, где должна была произойти встреча Его, и значительная часть торговой площади были положительно заполнены народом. Прибыл Владыка ровно в 10часов 30минут вместе с благочинным 4 округа М.О. Крыловым, который для встречи Владыки выезжал на ближайшую железно-дорожную станцию. В Маколово встретили Преосвященного  — около храма: волостной старшина Савинов  и представители от прихода – «с хлебом – солью», а в храме приходской священник о. Николаев в облачении, с крестом в руках и со святой водой. Встречали также Владыку и священники ближайших к Маколово приходов: с.Болтина о. Софотеров, с. Сабанова – о. Зудов, с. Кульмина о. Валидов, с. Хлыстовки – о. Руднев, с. Вырыпаева, Пензенской епархии – о. Николаев и с. Альзы – Н. Ясницкий. Приложившись к святому кресту и окропив себя святой водою, Владыка, при стройном пении входнаго «Достойно», проследовать Царскими вратами в алтарь, где и оставался до конца положенной при встрече сугубой ектеньи.

Сделав «отпуст», Преосвященный обратился к присутствовавшим в храме со словами назидания. В немногих словах, но весьма ясно и удобопонятно, изложил он смысл заповедей блаженств и их значение для ищущих спасения. Затем Владыка стал преподавать отдельно каждому свое благословение. Казалось, — и конца не будет той веренице людей, которые тянулись в храм прямо с площади. Всем хотелось получить святительское благословение. Разоблачившись в алтаре и преподав благословение встречавшим его священникам, Владыка, в сопровождении последних, направился в дом приходского священника, где радушной семьей последнего были предложены ему завтрак и необходимый, как утомленному дорогой, отдых.

В 5 часов 30 минут вечера начался благовест ко всенощной. Еще задолго до звона храм был наполнен богомольцами. Каждому хотелось занять более удобное место и многие в виду этого пришли в храм едва — ли не с 2-х часов. Преосвященный прибыл в храм ровно в 6 часов. На этот раз встречали его 15 священников, в числе которых много было из соседней Пензенской епархии. Приложившись ко святому Кресту и дав приложится всем священникам Владыка при пении тропаря храмовому праздника – «Заступнице усердная», проследовал на амвон и преподав оттуда благословение всем предстоящим вошел во святой алтарь. Началось всенощное бдение. Совершал его, с благословения Преосвященного, приходский священник о. Николаев с протодиаконом И.Д. Ильиным на средине храма пред иконой Божьей Матери Казанской, в честь и славу которой предполагалось освятить главный престол новосозданного храма. На литию и величание выходили, во главе с самим Преосвященным: благочинный М.О. Крылов, священники: В.И. Николаев, И.Е. Николаев, С.В. Софотеров, П.А. Велидов, А.И. Сагацкий, А.П. Силецкий, священник Н.И. Ясницкий, священник В.А. Руднев и священник О.Д.Зубов, о. протодиакон И.Д. Ильин, два диакона и два иподиакона. После величания сам Владыка помазывал елеем народ. Это единственный момент, когда в храме произошли неизбежные при такой многолюдности волнение и шум. Во все же остального время богослужения порядок и тишина в храме были образцовые. Благолепный вид храма, торжественность архиерейского богослужения, стройное искусное пение хора монахинь Чуфаровского, Пензенской епархии, женского монастыря, внятное и громкое произношение молитвословий, сильно настраивало молящихся, возвышая их религиозное настроение и заставляя их забывать «О мире и вся, яже в мире». Слишком четыре часа продолжалась всенощная, но никто не заметил ни устатка, ни той тесноты, что была в храме.

    По окончании всенощной, внимание всех присутствующих в храме было привлечено о. благочинным М.О. Крыловым, который во всеуслышание объявил резолюцию преосвяшеннейшего епископа Назаря, последовавшую на ходатайство прихожан села Маколово о разрешении поднести своему священнику икону Спасителя. «Разрешаю и благословляю. Намерение прихожан села Маколово таким образом почтить своего пастыря рекомендует не только священника Николаева, но и прихожан,»громко закончил о. благочинный. В это время к амвону приблизились с иконой Спасителя – в серебро — позолоченной ризе – сельский староста и представители от прихода. Один из них – Д. Савинов обратился к о. Владимиру с краткой речью. В простых некнижных выражениях он от лица всех прихожан  благодарить «дорогого батюшку» за его великие труды по устроению их приходского храма. В знак этой благодарности и любви их к нему просил г. Савинов принять от них в дар икону Спасителя; просил его пастырских молитв и сам высказал о. Владимиру молитвенные благожелания в веру, что Всещедрый Спаситель не оставит его Своею всесильною помощью в его многотрудной пастырской жизни. О. Владимир Иванович, очевидно, не был подготовлен к этому моменту. Сотворив земной поклон пред Святой иконой и облобызав её, он «сквозь слезы» благодарил прихожан за дорогой подарок; говорил, что всякий священник на его месте сделал бы то же, что и он и – что, поэтому, икона, подносимая ими, приемлется им не как заслуженный дар, а как знак, лишний раз свидетельствующий о их редких душевных качествах. Обещая творить молитвенную память о них, о. Николаев просил прихожан не забывать и его в своих молитвах.

В эту торжественную минуту и владыка Назарий высказал несколько слов о значении признательности прихожан для пастырей. Как на примере ея благотворности владыка изволил сослаться на случай благодарного внимания прихожан, имевший место в его собственной пастырской жизни в приходе села Кочкуши, Ардатовского уезда. « Давно это было, так приблизительно закончил Преосвященный: но до сих пор этот случай доставляет мне не мало утешения и дает поддержку в особо – тяжелых обстоятельствах жизни и деятельности».Так прихожане села Маколово чествовали своего любимого пастыря. На иконе, поднесенной ему, прикреплена небольшая серебряная пластинка и на ней выгравирована подпись: « Дорогому, славному пастырю и неустанному труженику о. Владимиру Ивановичу Николаеву. От прихожан села Маколово. 1912 г. сентября». На следующий день – 10 сентября село Маколово и окрестности его огласились колокольным звоном с 5 часов утра. Это звонили к ранней литургии, которую совершал в молитвенном доме священник с. Кульмина П.А. Валдиов. По окончании ея в новом храме священниками села Альзы Н.И. Ясницким и с. Наченал А.П. Силецким было совершено водоосвящение. Звон к самому освящению храм начался в 7часов 30 минут утра. Народ все прибывал. С горы на которой расположено село Маколово, хорошо можно было видеть, как по всем дорогам, ведущим в село, шли, пестря праздничными нарядами, многочисленные толпы богомольцев. Храм был совершенно переполнен и многие – принуждены были остаться на церковной площади. В 8 часов прибыл в храм Его Преосвященство. После обычной встречи и прочтения входных молитв, Преосвященный облачился на средине храма на приготовленной кафедре. К нему из алтаря вышли священнослужители в полном облачении. Сделавши троекратное поклонение Господу Богу и получив благословение Преосвященного, они взяли со средины храма стол с принадлежностями для освящения престола и жертвенника и внесли в алтарь. Началось освящение престола. Чином освящения управлял сам Преосвященный и священники помогали ему, причем не было заметно ни излишней суетливости, ни замешательства. Во избежание сих последних о. благочинным, с благословения Владыки, были назначены для освящения престола и жертвенника только шесть священнослужителей. Впрочем не было замешательства и во время литургии, в совершении которой принимали участие все священники. Владыка лично сам все предупреждал и указывать неопытным священникам и диаконам, кому когда и что делать. Литургия была совершена полным чином архиерейского служения. Особенности его возбуждали в предстоящих молитвенный восторг. Все чувствовали тот особенный подъем духа, который так хорошо знаком каждому верующему христианину, бывающему за богослужением Пасхальной утрени. Но особенно сильное впечатление произвело на молящихся произнесенное Владыкой после заамвонной молитвы слово. Говорил Владыка о значении храма Божия. Ободрив заботу прихожан о его благолепии. Преосвященный предупреждал слушателей, что эти тогда только будет иметь цену в очах Божьих, когда они и себя будут содержать в нравственной чистоте и украшать себя христианскими добродетелями. Напомнив, что и сами слушатели представляют из себя храмы невидимо живущего в них Духа Божия, Владыка умолял их не предаваться таким порокам, как пьянство. На этом пороке, как особенно живучем среди крестьян, Преосвященный сосредоточил главное внимание слушателей и представил им жизненную и страшно наглядную картину всех губительных его последствий. Не одного слушателя картина эта заставила содрогнуться. Те обильные слезы, которые были на щеках у многих слушателей, красноречивее всяких слов скажут о том неотразимом впечатлении, какое произвело на слушателей воодушевленное сердечное слово Владыки.

После литургии Владыкою совместно с духовенством отслужен молебен храмовому празднику, провозглашено. Протодьяконом многолетие государю Императору и всему Царствующему дому, Святейшему Правительствующему Синоду, Преосвященному Вениамину, Епископу Симбирскому и Сызранскому, Преосвященному Назарию, Епископу Алатырьскому, создателям и благотворителям новосозданного  храма и всем православным христианам.

При колокольном звоне Преосвященный из храма проследовал в дом приходского священника о. Николаева, туда же приглашены были священно — церковно служители, игумения Курилловского, Пензенской епархии, монастыря, земский начальник Н.Н. Ахматов, пристав Н.О. Стакевич и другие гости.

Пред обедом Владыка и гости с удовольствием выслушали концерт, прекрасно исполненный хором монахинь Чуфаровского монастыря. В память освящения Маколовского храма исполнительницы живописных работ в его иконостасе – монахини того — же монастыря поднесли Его Преосвященству художественно исполненную икону Казанской Божьей Матери, с соответствующей надписью на ея обратной стороне. Владыка сердечно благодарил их, одобрил их работу в храме всех их благословил. За обедом Владыка был одинаково ласков и внимателен без различия ко всем присутствующим. Все чувствовали себя непринужденно и все так или иначе принимали участие в беседе, которую вел Владыка на самые живые, затрагивающие самые насущные интересы пастырей, темы.

В 5 часов вечера Преосвященный, преподав всем присутствующим свое благословение, а пастырям, кроме того, — наставление высоко держать пастырское знамя и всегда быть на страже вверенного им стада Христова, при колокольном звоне и при криках собравшихся проводить его Маколовцев «спасибо», отбыл на железно – дорожную станцию «Тимирязево».

Села Альзы священник Николай Ясницкий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели